Что такое искусственная языковая среда
Языковая среда вообще — это условия, в которых изучается язык. Она бывает естественной: мы изучаем родной язык именно с ее помощью. А бывает искусственной — когда мы сами или при помощи учителя окружаем себя языком, который учим. По-английски она называется language rich environment (буквально «среда, обогащенная языком»).
Естественное языковое окружение возникает спонтанно: песни по радио, реклама и вывески на улицах, новости из ТВ, лента в соцсетях и прочая речь окружающих нас людей. А вот искусственную языковую среду нужно создавать.
Зачем нужна искусственная языковая среда
У искусственной языковой среды два адресата: преподаватель и учащийся. У них есть общие преимущества, например, в такое среде быстрее и легче создается настрой на учебу. Но есть и индивидуальная плюсы для каждого.
Преподаватель благодаря искусственной языковой среде может:
-
Создавать особую, «социокультурную» атмосферу на уроке. Язык перестает восприниматься как обычный и обязательный учебный предмет и превращается в приятное, полезное и увлекательное занятие.
-
Объяснять грамматические правила, «не объясняя». По-научному этот метод называется индукционным: ученики самостоятельно анализируют примеры и делают умозаключения о том, что это за грамматическая структура и когда ее логичнее использовать. Благодаря этому можно избежать сложных грамматических терминов, которые часто только путают.
Студентам, изучающим язык, искусственная языковая среда помогает:
- Привыкнуть к языку и полюбить его. Поначалу все будет казаться чужим и незнакомым, и чем быстрее вы погрузитесь в язык, тем быстрее вам станет в нем комфортно: слова начнут обретать ясность, звуки из единого потока превратится в понятные мысли.
- Улучшить все 4 речевых навыка: говорение, аудирование, чтение и письмо. Все, чем вы себя окружите, будет работать как языковой стандарт. И вы будете на него непроизвольно ориентироваться.
Как создать искусственную языковую среду на занятиях: советы преподавателям
Самое главное правило — вести урок только на изучаемом языке. А к родному для учеников прибегать только в крайних случаях. Только обязательно приводите свой язык в соответствие с уровнем учеников. Для новичков ограничьтесь короткими и четкими инструкциями, используйте простые слова.
Для развития отдельных навыков всегда выбирайте аутентичные источники. Например, учебные диалоги должны быть озвучены носителями языка, тексты для чтения — составлены ими же.
Отмечайте культурные праздники и следуйте традициям. Так вы подстегнете интерес к языку, выучите необычные для стандартного учебного плана слова, увидите и покажете ученикам язык в его самом живом проявлении.
Как преподавателю поддерживать искусственную языковую среду вне уроков
Обязательно мотивируйте учеников и за пределами класса создавать свою собственную языковую среду. Пусть хотя бы часть домашнего задания будет творческой: прочитать новость, послушать песню, посмотреть видео по теме на языке.
Как создать искусственную языковую среду: советы тем, кто учит язык
Важно окружить себя языком и во внеурочное время. Существует 5 советов, которые стали уже классикой в методике: слушать любимую англоязычную музыку и изучать тексты песен; слушать аудиокниги, подкасты и радио; смотреть в оригинале YouTube, ТВ-шоу, сериалы и фильмы; читать книги без перевода, электронные версии газет и журналов; перевести телефон и другие гаджеты на английский режим в настройках.
А вот 5 менее распространенных советов, как создать искусственную языковую среду:
- Подписаться на обучающие рассылки. Они есть и у крупных языковых школ, и у известных издательских домов и других обучающих и просветительских компаний, например, у Британского Совета.
- Узнавать свежие новости на изучаемом языке. Фото-и видеоряда обычно достаточно, чтобы понять общий смысл, а ключевые слова, которые потом можно выучить, вы увидите в заголовках или субтитрах.
- Подписаться на иноязычных блогеров и влогеров: читать, смотреть и слушать обновления в своей ленте с пользой. А еще можно комментировать их посты и так развивать навыки письменной речи.
- Завести свой блог или профиль в соцсетях на иностранном языке. Регулярно его вести, добавлять друзей из той страны, язык которой учишь, активно общаться.
- Брать разговорные уроки у педагогов-носителей ― это в разы эффективнее обычной практики с иностранцами. Профессиональный учитель будет давать вам релевантную нагрузку и проработать слабые места.
Искусственная языковая среда — это шанс «пожить» на языке, используя его так, как мы используем родной: для повседневного общения, привычных дел, увлечений, работы. Именно в этом ее сила и эффективность.
Рассказать друзьям: